Оригинальное название: The Butler, 2013
Страна: США
Режиссер: Ли Дэниелс
В главных ролях: Форест Уитакер Опра Уинфри Джон Кьюсак Джейн Фонда Куба Гудинг-младший Терренс Ховард Ленни Кравитц Джеймс Марсден Дэвид Ойелоу Ванесса Редгрейв Алан Рикман Лиев Шрайбер Робин Уильямс Кларенс Уильямс III Мэрайя Кэри…
Жанр: драма, биография, основаны на реальных событиях, про расизм в сша (черных), про политику
Дата выхода: 11 сентября 2013 г.
Жизнь Сесила Гейнса начинается в полном рабстве на хлопковых полях Юга где его мать теряет рассудок после жестокого нападения и где ее отца холодно убивают. Чтобы защитить его от жестокости владельцев матриарх фермы делает ребенка слугой и он в конечном итоге становится настолько талантливым что когда он становится взрослым он находит очень хорошо оплачиваемую работу дворецкого в отеле. — прежде чем устроиться на работу своей жизни интегрируя сотрудников Белого дома. В течение многих лет Сесил будет служить поколениям президентов США (Эйзенхауэр Кеннеди Джонсон Никсон Рейган…) пытаясь сбалансировать свою семейную жизнь дома. Нелегко: Сесил работает долгие часы его жена становится алкоголиком и багажником.
Трейлер:
Критика фильма Дворецкий (2013):
Отчасти иронично что спор об авторском праве в американских студиях (который остается непонятным) заставил имя Ли Дэниелс появиться в английском названии его фильма «Дворецкий» переведенного во Франции как просто дворецкий. Тем не менее на сегодняшний день это самый умеренный и наименее Ли Дэниелс-иен из четырех художественных фильмов режиссера пытающийся заполнить некоторые из его самых удивительно противных мелодраматических тенденций. Мы представляем что после того как в прошлом году Николь Кидман мочилась на Зака Эфрона в своем бумажнике несправедливо опороченном у Дэниелса вероятно не было выбора кроме как играть его респектабельно. Очевидно что Опра Уинфри не собиралась качать телевизор кому-то в рот. Но волнение в «Батлере» заключается в том что режиссер сталкивается с грубым энергетическим столкновением с неперевариваемыми стрессами традиционного биографического фильма вдохновленного Оскаром. В других руках это могло бы дать еще одну мисс Дейзи и ее водителя но мы знаем что мы смотрим фильм Ли Дэниелса когда Мэрайю Кэри изнасилуют на открытии сцены.
Вымышленная версия реальной истории Юджина Аллена ветерана дворецкого в Белом доме фильм с Форестом Уитакером в главной роли в роли Сесила Гейнса убитого сына метаэра который всю жизнь служит целой процессии президентов США тихо оставаясь в своем уголке на протяжении почти четырех десятилетий истории. Уитакер — великий актер который всегда выглядит физически неудобно что невозможно представить в покое. Хороший выбор кастинга как кастинга для роли которая требует большой осмотрительности (Батлер должен оставаться настолько невидимым насколько это возможно в глазах его работодателей).
Преследуемый жестокими воспоминаниями о Юге в эпоху Джима Кроу Сесил стремится защитить своего мятежного сына Луи но мы все знаем как дети могут быть упрямыми. Гейнс Джуниор возвращается к безмолвной жизни слуги которого поддерживает его отец осушая колледж чтобы стать Форрест Гамп движения за гражданские права и отвечает настоящим — по совпадению! — так много исторических событий что сценарий Дэнни Стронга иногда напоминает сокращенную версию документального мини-сериала. Подводя итог драматизации старой доброй оппозиции Мартин Лютер Кинг против Малкольм Икс Дворецкий скрещивает годы с букетом тонких контрастов: Сесил в белых перчатках а Луи становится Черной Пантерой.
К счастью для нас отсутствие тонкости является сильной стороной Дэниела как режиссера. Его «Дворецкий» например — это не фильм в котором он смотрит на себя а фильм в котором зрители получают эмоциональные удары. Парень достигает своей вершины очень рано с наэлектризованным монтажом сопоставляя Сесила и его приготовления к роскошному обеду с Луи которого избивают за то что он осмелился сидеть в белом баре. Слишком скоро скажут некоторые но вы все еще чувствуете страсть на протяжении всего отснятого материала даже в самых загроможденных и неуклюжих сценах большинство из которых происходит в Овальном кабинете.
Я не знаю кто был ответственен за прослушивания некоторых из этих главнокомандующих но похоже что первоапрельская дурочка испортилась в отделе кастинга. Робин Уильямс разбил лагерь необъяснимого Эйзенхауэра а Джеймс Марсден вступает в эпический бой с акцентом Джона Кеннеди. Просто протезный нос пародии Джона Кьюсака «Никсон» является хорошим аргументом против 3D в целом в то время как покрытая латексом «Лиев Шрайбер» Линдона Джонсона напоминает одну из тех субботних ночных сценок о которых никто не любит говорить особенно когда его снимают в ванной со своими собаками. Алан Рикман даже не удосужился подражать Рональду Рейгану а камея Джейн Фонда в роли его жены Нэнси создает впечатление что в последнюю минуту к ним добавляется возможность говорить об этом по радио.
Фильм идет намного лучше в тылу с неожиданно представлением пьесы от Опры Уинфри которая играет алкоголичку Сесила. Танцуя перед Soul Train в гостиной со стаканом виски в руке она что-то замышляет с соседкой которую играет Терренс Ховард. Между тем Уитакер всегда контролирует свои реакции как и на работе — никогда не знаешь работает ли он.
Сценарист Дэнни Стронг (Danny Strong) также написал фильмы HBO такие как «Пересчет» и «Изменение игры» поэтому он сделал довольно маленькое гнездо разрезав уроки истории на кусочки размером с укус где все громко объявляют тему. Но реализация сохраняет деревенские углы даже когда сценарий болезненно мудр. Этот фильм более грязный и более живой чем должен быть наверное.
Как и большинство биографических фильмов Батлер страдает от желания запечатлеть целое существование за два часа скрупулезно прогуливаясь десятилетиями как будто он ставил галочки в списке покупок. Две или три администрации приходят и уходят в то время как Глэдис Найт заканчивает тем что поет по телевизору (да в этом фильме Опра много смотрит «Поезд души») и даже Мартин Лютер Кинг находит оправдание для нас чтобы выпустить вдохновляющую речь на История Черной домашней прислуги — то есть объясните как следует ценить главного героя несмотря на то что якобы потратил два года чтобы познакомиться с ним. Это неловкий фильм слишком жесткий по краям создающий впечатление что Дэниелс как и его дворецкий все еще пытается сохранять себя аккуратно…